Текст песни Альфред Шнитке - Жёлтый звук

  • Исполнитель: Альфред Шнитке
  • Название песни: Жёлтый звук
  • Дата добавления: 19.07.2020 | 18:38:13
  • Просмотров: 204
  • 0 чел. считают текст песни верным
  • 0 чел. считают текст песни неверным

Текст песни

«Жёлтый звук», сценическая композиция
для пантомимы, ансамбля, сопрано и смешанного хора (1974)
либретто В. Кандинского

в 6 картинах

Ансамбль солистов Большого театра:
Нелли Ли (сопрано)
Эдуард Мясников (кларнет)
Вячеслав Прокопов (труба)
Анатолий Скобелев (тромбон)
Римма Степатян (скрипка)
Валерий Барцалкин (контрабас)
Александр Бухгольц (электрогитара)
Вера Часовенная (фортепиано, челеста)
Тамара Лазарева (фортепиано, орган)
Виктор Гришин (ударные)
Николай Гришин (ударные)
Александр Лазарев (дирижёр)

«Деревянный хор»: Ирина Пашнинская, Александр Голышев, Сергей Бурдуков, Игорь Богуславский, Александр Ивашкин

Москва, Филармония, концертный Зал им. П. И. Чайковского, 6 января 1984 г.

***

Вступление

Несколько неопределённых аккордов. Занавес. Тёмно-синие сумерки, вначале белесоватые, затем становящиеся интенсивно тёмно-синими. Спустя некоторое время в глубине сцены появляется свет, который по мере углубления цвета становится прозрачнее. Спустя некоторое время возникает музыка.

Из-за сцены слышатся голоса, их исполнители должны быть расставлены так, чтобы слушатель не мог установить источник звучания. Голоса размеренны, бесстрастны, с прерываниями, обозначенными точками: «Каменно-жёсткие сны… И говорящие скалы… Глыбы загадками сбывающихся вопросов… Таянье камней… Движение неба… Растущий ввысь невидимый вал… Слёзы и смех… В проклятьях молитвы… Радость единенья и чернейшие битвы… Мрачный свет… В солнечнийший день… (быстро и внезапно скрываясь) Резко светящаяся тень в темнейшей ночи».

Свет исчезает. Внезапно становится темно. Затем музыкальная интродукция.

Картина 1

Сцена должна быть как возможно более глубокой. Ha заднем плане — широкий зелёный холм. За холмом — гладкий, матовый, синий, достаточно глубокого тона занавес. Вскоре начинается музыка, вначале в высокой тональности, непосредственно и быстро переходящей в более низкую. В то же самое время задник становится тёмно-синим (одновременно с музыкой) и получает широкое чёрное обрамление. Из-за сцены доносится пение без слов («А-е-у-о-е-у-о-а-и-о-а-е-о-а-е-и»), звучащее бесстрастно, деревянно и механически. По окончании пения всеобщая пауза — никакого движения, никакого звука. Затем темнота.

Позже эта же самая сцена освещается. Справа налево выходят пять возможно большего роста великанов (это как парение непосредственно над землёй). Они остаются в глубине один за другим — кто подняв, кто низко опустив плечи. Их удивительные жёлтые лица едва различимы. Они очень медленно поворачивают друг к другу головы и производят простые движения руками. Музыка приобретает определённость.

Вскоре раздается пение без слов великанов (пианиссимо), и они очень медленно приближаются к рампе. Слева направо быстро пролетает неопределённых очертаний красное существо, несколько напоминающее птицу, с большой головой, отдалённо похожей на человеческую. Великаны продолжают петь всё тише. Одновременно они утрачивают и чёткость очертаний.

На заднем плане медленно вырастает холм, становящийся всё светлее. Небо становится совершенно чёрным. Из-за сцены доносится всё тот же деревянный хор. Пения великанов больше не слышно. Авансцена становится всё синее и всё более непросматриваемой. Ансамбль борется с хором и побеждает его. Плотный синий туман делает всю сцену непросматриваемой.

Картина 2

Синий туман постепенно уступает место свету — совершенному и ярко-белому. В глубине сцены ярко-зелёный холм возможно большего размера, абсолютно круглый. Задник фиолетовый, достаточно светлый. Музыка крикливая, бурная. Эти отдельные звуки, наконец, поглощаются громогласной бравурностью. Внезапно наступает полнейшая тишина.

<…>

Перевод песни

"Yellow sound", stage composition
for pantomime, ensemble, soprano and mixed choir (1974)
libretto by V. Kandinsky

in 6 scenes

Ensemble of soloists of the Bolshoi Theater:
Nelly Lee (soprano)
Eduard Myasnikov (clarinet)
Vyacheslav Prokopov (trumpet)
Anatoly Skobelev (trombone)
Rimma Stepatyan (violin)
Valery Bartsalkin (double bass)
Alexander Buchholz (electric guitar)
Vera Chasovennaya (piano, celesta)
Tamara Lazareva (piano, organ)
Victor Grishin (drums)
Nikolay Grishin (drums)
Alexander Lazarev (conductor)

"Wooden choir": Irina Pashninskaya, Alexander Golyshev, Sergey Burdukov, Igor Boguslavsky, Alexander Ivashkin

Moscow, Philharmonic, Concert Hall. P.I.Tchaikovsky, January 6, 1984

***

Introduction

Several vague chords. The curtain. Dark blue twilight, whitish at first, then becoming intensely dark blue. After some time, light appears in the back of the scene, which becomes more transparent as the color deepens. After a while, music appears.

Voices are heard from behind the stage, their performers should be placed so that the listener cannot identify the sound source. The voices are measured, dispassionate, with interruptions, marked by dots: “Rock-hard dreams ... And talking rocks ... Lumps with riddles of questions coming true ... Melting stones ... The movement of the sky ... An invisible shaft growing upward ... Tears and laughter ... In the curses of prayer ... The joy of unity and the blackest battles ... Gloomy light ... On a sunny day ... (quickly and suddenly hiding) Sharply glowing shadow in the darkest night. "

The light disappears. It suddenly gets dark. Then a musical introduction.

Scene 1

The scene should be as deep as possible. In the background is a wide green hill. Behind the hill is a smooth, matte, blue curtain of a fairly deep tone. Soon the music begins, at first in a high key, immediately and quickly turning into a lower one. At the same time, the backdrop turns dark blue (simultaneously with the music) and gets a wide black frame. From behind the stage, singing is heard without words ("A-e-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-a-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-e-i"), sounding impassive, wooden and mechanical ... At the end of the singing, there is a general pause - no movement, no sound. Then darkness.

Later this same scene is illuminated. From right to left, five giants as large as possible go out (it's like hovering directly above the ground). They remain in the depths one after the other - some with their shoulders raised, others with their shoulders low. Their amazing yellow faces are barely visible. They very slowly turn their heads towards each other and make simple movements with their hands. Music takes on certainty.

Soon, the giants chant without words (pianissimo), and they very slowly approach the ramp. From left to right, a red creature, somewhat reminiscent of a bird, with a large head, vaguely similar to a human, flies quickly past of indefinite outlines. The giants continue to sing more and more quietly. At the same time, they also lose their clarity of outlines.

In the background, a hill slowly grows, becoming brighter. The sky turns completely black. The same wooden choir is heard from behind the stage. The singing of the giants is no longer heard. The proscenium becomes more and more blue and more and more obscure. The ensemble fights the choir and defeats it. The dense blue fog makes the entire scene obscure.

Scene 2

The blue mist is gradually giving way to light - perfect and bright white. At the back of the stage there is a bright green hill as large as possible, absolutely round. The backdrop is purple, light enough. The music is loud and stormy. These individual sounds are finally absorbed by the loud bravura. Suddenly there is complete silence.

<…>

Смотрите также:

Все тексты Альфред Шнитке >>>