Текст песни
Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве.
1. Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти.
2. Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу».
3. Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, – иною прорывается и одолевает тебя.
4. Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.
5. Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева – виновник чистоты.
6. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.
7. Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах – чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.
8. Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти.
9. Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собою за бедного монаха, как за купленного раба. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показывать свою добродетель; но благоразумный монах избегает той и другой пучины, и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою.
10. Если бывает разжжение плоти1), то должно укрощать ее воздержанием, во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда может скрывать пред другими свое воздержание.
11. Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.
12. Богопротивный Евагрий2) воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. Итак, скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Вникнем, и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти.
13. Посмевайся ухищрению беса, который по вечери внушает тебе впредь позднее принимать пищу; ибо в следующий же день, когда настанет девятый час3), он понудит тебя отказаться от правила, уставленного в предшествовавший день.
14. Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых, движения похоти в тебе бывают знаком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти; и до самой кончины не дают св
Перевод песни
Word 14. About the kind and crafty sovereign, the womb.
1. Having the intention to speak of the womb, if ever, but now the most, I suggested any controversy against myself; for it would be wonderful if someone, before descending into his grave, were freed from this passion.
2. Gluttony is the pretense of a womb; because it, and being saturated, cries out: “Little!”, being filled, and scattering from excess, calls out: “I am hungry.”
3. Gluttony is the inventor of seasonings, a source of sweets. Have you abolished one vein of it, it flows another. Have you also barred this one? By a different way it breaks through and overcomes you.
4. Gluttony is the seduction of the eyes; we hold in moderation, and it incites us to absorb everything at once.
5. Saturation is the mother of fornication; and oppression of the womb is the culprit of purity.
6. He who caresses a lion often tames him: but he who pleases the body strengthens his ferocity.
7. The Jew rejoices about his Saturday and the feast, and the monk - the glutton has fun about the Sabbath and Sunday; during fasting counts how much is left until Easter; and many days before her, she prepares food. The slave of the womb calculates what kind of food to celebrate; but the servant of God thinks, no matter what gifts he enriches.
8. When the wanderer arrived, the gluttony moves to love, instigated by chrevoneism; and thinks that the chance to make his brother comfort is a permission for him. He considers the coming of others to be an excuse for drinking wine; and under the guise of hiding virtue, becomes a slave to passion.
9. Often vanity is opposed to unification; and these two passions quarrel among themselves for the poor monk, as for the purchased slave. Unification compels us to allow, and vanity inspires us to show our virtue; but the prudent monk avoids the one and the other abyss, and knows how to use convenient time to reflect one passion with another.
10. If there is a kindling of the flesh1), then it must tame its abstinence, at all times and in every place. When it subsides (which I don’t hope to wait before death), then it can hide its abstinence before others.
11. I saw the elderly priests scolded by demons, which for the young, who were not under their guidance, were allowed a blessing for wine and other feasts. If they have a good testimony of the Lord, then with their permission we can allow a little; if they are negligent, then in this case we should not pay attention to their blessing; and especially when we are still fighting the fire of carnal lust.
12. God-defiant Evagrius2) imagined that he was the wise of the wise, both in eloquence and in the height of thoughts: but he was deceived, poor, and turned out to be the craziest of the craziest, both in many of his opinions and in the following. He says: "When our soul desires various meals, then it must exhaust it with bread and water." To prescribe is the same as to tell the small lad so that he ascends at one step to the very top of the stairs. So, let’s say in refutation of this rule: if the soul desires various meals, then it searches for its own nature; and therefore, we must use prudent caution against our cunning womb; and when there is no strong carnal warfare, and there is no case for a fall, then we will cut off first the fattening food, then kindle, and then enjoy. If possible, give your belly food sufficient and digestible to saturate its insatiable greed, and through the soon digestion of food to get rid of the inflammation, like a scourge. Let’s take a look and see that many of the foods that feed the stomach also excite the movements of lust.
13. Laugh at the trick of the demon, which in the evening inspires you to continue to eat later; for the very next day, when the ninth hour arrives3), he will compel you to abandon the rule established on the previous day.
14. One abstinence is decently innocent, and the other is guilty and repentant. For the first, the movements of lust in you are familiar with the perception of particular abstinence; and the latter abide in him even to death; and until their death they give
Официальное видео