Текст песни
Знаменитый армянский музыкант и композитор. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке.
А что такое дудук? Всего-навсего незатейливая "дудочка" с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью, изготовленная из корня абрикосового дерева. И в то же время это один из самых древних духовых инструментов, известных человечеству, появившийся за тысячу лет до Рождества Христова. По звучанию - что-то среднее между флейтой и габоем. Тембр мягкий, теплый, слегка носовой, и до невероятности задушевный - то бишь берущий за душу. И не просто берущий, а выворачивающий ее наизнанку. "Это инструмент, который девяносто девять раз плачет и лишь один раз смеется", - говорит сам Дживан. Без него не обходились в старину, да и сейчас не обходятся, ни одна фольклорная песня, ни один народный танец.
На одном из приемов в калифорнийском Фрезно, где среди присутствующих был и Вильям Сароян - известный американский писатель армянского происхождения, к Дживану подошел старик лет 80-ти и, рассказав, что в 1915 году потерял в Турции всю свою семью, попросил Дживана повторить для него старинную мелодию, которую тот только что сыграл. Дживан исполнил его просьбу. Потом еще и еще раз. Старик слушал в глубоком умиротворении, прикрыв глаза... Через какое-то время выяснилось, что он тихо скончался. Его жена бросилась к музыканту чуть ли ни с кулаками: "Лучше бы вы не приезжали сюда вовсе с вашим дудуком!" И тут Вильям Сароян возразил ей: "Мэм, вы не правы. Это прекрасная смерть. Лично я хотел бы вот так умереть - под звуки дудука. Это ведь была не игра, а Молитва!"
Перевод песни
Famous Armenian musician and composer. Professor of Yerevan State Conservatory after Komitas. World-famous connoisseur of Armenian national music, master of the duduk game.
And what is a duduk? Just a simple "pipe" with nine game holes and a double cane, made from the root of an apricot tree. And at the same time, it is one of the most ancient wind instruments known to mankind, which appeared a thousand years before the birth of Christ. The sound is something between a flute and a gab. The timbre is soft, warm, slightly nasal, and incredibly soulful - that is, he who takes the soul. And not just the taker, but turning her inside out. “It's a tool that cries ninety-nine times and laughs only once,” Jeevan himself says. They did not do without it in the old days, and even now they do not do it, not a single folklore song, not a single folk dance.
At one of the receptions in Fresno, California, where William Saroyan, a famous American writer of Armenian descent, was among those present, an old man of about 80 approached Djivan and, telling that in 1915 he had lost his whole family in Turkey, asked Djivan to repeat for him an old tune that he just played. Jeevan granted his request. Then again and again. The old man listened in deep peace, covering his eyes ... After some time it became clear that he had died quietly. His wife rushed to the musician almost with her fists: “It would be better if you didn’t come here at all with your duduk!” And then William Saroyan objected to her: "Ma'am, you are wrong. This is a beautiful death. Personally, I would like to die like that - to the sounds of the duduk. It was not a game, but a Prayer!"
Смотрите также: