Текст песни
Музыковед Анна Петрова.
"Ещё раз о Вальсе!"
Иоганн Штраус-младший прожил долгую жизнь,в течение которой он вместе со своим оркестром и без него объездил весь мир.Так несколько сезонов подряд Капелла Штрауса давала концерты в дачном Павловске под Петербургом,которые пользовались огромной популярностью и в результате которых был создан чудесный вальс«Прощание с Петербургом».
Вальс покорил мир!Его танцевали везде и всюду.Подобно тому,как 18век был эпохой менуэта,а 21век «корчится в судорогах» под грохот рока,19век стал веком вальса,избрал своим символом вальс,нашёл и выразил себя в вальсе.Но почему?В чём тайна магии вальса?Есть танцы,чьё содержание,смысл определяется не внешним обликом,не эмоциональными корнями,а тем хореографическим принципом,что лежит в их основе,а также порождаемые этим принципом:ритмической формулой,интонационной лексикой.Таковы ВАЛЬС и ТАНГО.Особенно ВАЛЬС!Весь танец становится своего рода сверхъязыком,отражающим и воплощающим глубинные,наиболее потаённые,порой непередаваемые другими выразительными средствами,пласты и стороны бытия.Прежде всего,вальс предельно демократичен.В однообразии своего кружения он един и одинаков для всех.Более того,все люди,независимо от своего положения, одинаковы и равны в вальсе.Если в придворном танце,особенно в менуэте,каждый шаг был предписан и расписан;был строго подчинён церемониалу и этикету,и этот порядок танца,положение танцующих,их роль в танце,сами хореографические фигуры отражали социальный статус его участников,то вальс дал свободу индивидуальной экспрессии,свободу выражения личности.Кто-то однажды подметил,что ещё никому не удалось станцевать вальс втроём. Однообразие движения танцующей пары,подчинение двоих этому единому бесконечному кружению создаёт удивительное чувство объединённости,отгороженности от всего мира.Где,как ни здесь,могли лучше всего выразить себя тот индивидуализм,то гипертрофированное осознание своего Я,его исключительность и неповторимость,отъединение этого Я от окружающего,что привнёс с собой 19век.И в то же время,где,как ни в вальсе создавалась иллюзия соединения с другим Я,найденном в этом безбрежном мире.Вальс порождал и другую иллюзию полёта в неизведанное,погружение в чарующий,чистый,манящий красотой мир,иллюзию освобождения от суетности,пошлости окружающего.Ни эта ли иллюзия объединённости полёта,отрыва от прозы действительности создавала вальсу его романтический ореол?
Но и это не объясняет до конца силу магической тайны вальса,магической силы самого принципа вальсовости.За внешней простотой скрыта бездонная глубина.Вальс двуличен.С одной стороны,он кажется предельно динамичным-он весь в бесконечном,неостанавливающемся ни на миг движении.Но это движение по кругу–оно однообразно,и это однообразие порождает ощущение статики,заворожённости,застылости на одном месте.Полёт и его скованность,порыв и невозможность оторваться,кружение всё в одном и в одном пределе и невозможность вырваться из этого предела.Эта двойственность вальса как нельзя лучше передавала,пожалуй,наиболее существенную,глубинную эмоционально-психологическую доминанту 19века,порыв человека к светлому миру мечты и невозможность вырваться из жёстких рамок обыденности,тоску по идеалу и запертость в пределах трезвомыслящего благополучия,погоню за прекрасным сном,уход в мир фантазии из мира холодного расчёта,полное одиночество человека в обществе бездушного эгоизма.Ни эта ли затаённая тоска по какому-то другому,лучшему,миру;полёт мечты за неуловимой,ускользающей сказкой с такой силой и изысканной красотой воплотились в бесчисленных вальсовых поэмах,начиная с «Вальса-Фантазии»М.Глинки.
Перевод песни
Musicologist Anna Petrova.
"Once again about Waltz!"
Johann Strauss Jr. lived a long life, during which he traveled all over the world with and without his orchestra. Thus, for several seasons in a row, the Strauss Chapel gave concerts in the Pavlovsk dacha near St. Petersburg, which were very popular and as a result of which a wonderful waltz was created " Farewell to St. Petersburg ".
The waltz conquered the world! It was danced everywhere and everywhere. Just as the 18th century was the era of the minuet, and the 21st century "writhes in convulsions" to the roar of rock, the 19th century became the century of the waltz, chose the waltz as its symbol, found and expressed itself in the waltz. But why? What is the secret of the magic of the waltz? There are dances, whose content, meaning is determined not by their external appearance, not by emotional roots, but by the choreographic principle that lies at their basis, as well as generated by this principle: rhythmic formula, intonational vocabulary. Such are WALTZ and TANGO. Especially the WALTZ! The whole dance becomes a kind of superlanguage, reflecting and embodying the deepest, most hidden, sometimes indescribable by other expressive means, layers and sides of being. First of all, the waltz is extremely democratic. In the monotony of its whirling it is one and the same for everyone. Moreover, all people, regardless of their position, are the same and equal in the waltz. If in a court dance, especially in a minuet, each step was prescribed and scheduled; was strictly subordinated to ceremonial and etiquette, and this the row of dance, the position of the dancers, their role in the dance, the choreographic figures themselves reflected the social status of its participants, then the waltz gave freedom of individual expression, freedom of expression of personality. The monotony of the movement of the dancing couple, the subordination of the two to this one endless whirling creates an amazing feeling of unity, isolation from the whole world. Where, however here, that individualism could best express itself, the hypertrophied awareness of one's I, its exclusiveness and originality, the separation of this I from the environment that the 19th century brought with him. And at the same time, where, no matter how in the waltz, the illusion of connection with another I was created, found in this vast world. The waltz also gave rise to another illusion of flying into the unknown, immersion in a charming, pure, alluring beauty the world, the illusion of liberation from the vanity, vulgarity of the surrounding. Didn't this illusion of unified flight, detachment from the prose of reality create the waltz its romantic halo?
But even this does not fully explain the power of the magical mystery of the waltz, the magical power of the very principle of waltz. Behind the outer simplicity is hidden bottomless depth. The waltz is two-faced. On the one hand, it seems extremely dynamic - it is all in an endless, unstoppable movement. But this is movement in a circle - it is monotonous, and this monotony gives rise to a feeling of static, spellbound, stiffness in one place. Flight and its constraint, impulse and inability to break away, spinning all in one and in one limit and the impossibility of breaking out of this limit. This duality of a waltz is like could not better convey, perhaps, the most significant, deep emotional and psychological dominant of the 19th century, a person's impulse to the bright world of dreams and the inability to break out of the rigid framework of everyday life, longing for the ideal and locked up within the limits of sober-minded well-being, the pursuit of a wonderful sleep, withdrawal into the world of fantasy from the world of cold calculation, complete loneliness of a person in a society of soulless selfishness. Is it not this hidden longing for to some other, better, world, the flight of dreams behind an elusive, elusive fairy tale with such power and exquisite beauty was embodied in countless waltz poems, starting with "Waltz-Fantasy" by M. Glinka.