Текст песни
Лирическая поэзия VI века представлена несколькими жанровыми разновидностями: элегиями, гимнами, свадебными песнями. Они были музыкально-поэтическими: поэт и музыкант все еще соединялись в одном лице. К сожалению, сохранились лишь поэтические тексты, а записи мелодий отсутствуют. Не исключено, что поэты сплошь и рядом не записывали свои мелодии, полагаясь при собственном исполнении на память, на естественное для них следование за стихом. Поэзия VI века отнюдь не ограничивалась, однако, любовной лирикой, хотя она занимала большое место, например, в творчестве Анакреонта (середина VI века). Среди поэтических жанров того времени известны и сколии (застольные песни), и партении (культовые песнопения), и эпиникии (песни в честь победителей на состязаниях). Особенно прославился своими эпиникиями фиванский поэт Пиндар (522—448). Его произведения были вдохновлены большими празднествами-состязаниями VI—V веков, широчайшими из которых стали олимпийские игры. В этих состязаниях участвовали и поэты-музыканты, и целые коллективы исполнителей. Всей организации придавалось высокое общественное значение, и победителям оказывались почести. Представители эпического искусства, кифареды, авлоды и авлеты, хоры с авлетами, исполняли целую программу, составленную из древних, новых и новейших поэтических произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов, и торжественные эпиникии прославляли победителей.
От этого времени сохранился всего лишь один уникальный музыкальный памятник — вступление к пифийской оде Пиндара. В музыкальной науке нет единства мнений в подлинности этого фрагмента, поскольку оригинал не сохранился (известна лишь его публикация в XVII веке). Так или иначе пока еще не найдены более древние образцы античной мелодики. Ода Пиндара написана в дорийском ладу, который, по мнению Платона, был единственным истинно эллинским. Лад ярко выделен в ходе мелодического движения, открывающегося трижды повторенным дорийским тетрахордом. Поэтический текст состоит из пяти строф. Первая из них такова:
О кифара золотая, ты — Аполлона и муз Темнокудрых равный удел.
Мере струнной пляска, начало веселий, внемлет, Вторят лики сладкогласные...
Перевод песни
Lyric poetry of the VI century is represented by several genre varieties: elegies, hymns, wedding songs. They were musical and poetic: the poet and musician were still united in one person. Unfortunately, only poetic texts are preserved, and there are no recordings of melodies. It is possible that the poets did not record their tunes all the time, relying upon their own performance as a keepsake, on the natural following of the verse for them. Poetry of the VI century was by no means limited to love lyrics, although it occupied a large place, for example, in the works of Anacreont (mid-VI century). Among the poetic genres of that time, there are known churches (feast songs), and partisans (cult hymns), and epinicias (songs in honor of the winners of the competitions). The Theban poet Pindar (522-448) was especially famous for his epinikies. His works were inspired by great festivals-contests of the VI-V centuries, the widest of which were the Olympic Games. Musician poets and entire groups of performers participated in these competitions. The whole organization was given high social significance, and the winners were honored. Representatives of epic art, kyfared, Avlody and Avlet, choirs with Avlet, performed a whole program composed of ancient, new and latest poetic works with music. The people singled out worthy musician poets, and solemn epinikias glorified the victors.
From this time only one unique musical monument has survived - the introduction to the Pythian ode of Pindar. In musical science there is no consensus on the authenticity of this fragment, since the original has not been preserved (only its publication in the 17th century is known). One way or another, more ancient examples of ancient melody have not yet been found. Ode Pindara is written in the Dorian fret, which, according to Plato, was the only truly Hellenic. The fret is highlighted in the course of the melodic movement, opening three times repeated Dorian tetrachord. The poetic text consists of five stanzas. The first of these is:
O golden cithara, you are Apollo and the muses of the Dark-Wise are an equal lot.
The measure of string dance, the beginning of fun, heeding, Echoing the sweet-eyed faces ...