Текст песни
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 56-69.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Чтение, которое мы только что услышали многим может показаться непонятным. Именно непонятными и даже возмутительными показались большинству людей слова Христа. И это не случайно.
Дело в том, что современный человек в осмыслении своих взаимоотношений с Богом очень близок к ветхозаветным нормам. Для него Бог оказывается начальником, а сам человек Его клиентом, Бог посылает блага и отвечает на просьбы, а человек взамен должен почитать Его и исполнять Его указания. Эта модель отношений, будучи очень древней, является нормой для подавляющего числа верующих и сегодня. Причина такой востребованности в том, что она чрезвычайно удобна, т.к. с одной стороны человек оказывается обеспечен, с другой – Бог оказывается отделен от него и его реальной жизни. При таком взгляде даже очень хорошие отношения с Богом не преодолевают той пропасти, которая существует между нетварным и сотворенным. Жизнь человека оказывается лишь его уделом, в котором он хочет оставаться хозяином.
То, о чем говорит сегодня Христос предполагает совершенно иной род отношений. Он говорит о такой мере близости, при которой Бог и человек живут одной жизнью. Но это не просто общая жизнь, это жизнь Божья, которая через Христа оказывается доступна человеку. В своем снисхождении Бог входит в жизнь человеческую, и преображает его так, чтобы тот мог стать причастником жизни Божественной.
Сегодняшний отрывок начинается с достаточно страшного, на первый взгляд, утверждения: Христос утверждает возможность и даже необходимость есть Его тело и пить Его кровь. При этом Он не объясняет того, какой будет эта трапеза, не акцентирует внимания на том, как именно и в каком виде это может происходить, потому что цель Его слов иная: Он указывает на то, что причастие Ему, Его телу и крови теснейшим образом соединяет с Ним его учеников.
И это не просто новое качество жизни, но сама новая жизнь.
В Ветхом Завете было выражение «Жив Господь», которое употребляли, когда хотели призвать Бога во свидетельство, когда подчеркивали Его незримое присутствие.
И вот в сегодняшнем чтении Христос говорит: «Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною». Иным словами для Христа Отец не просто свидетель, но Тот, Кем Он живет. И в такой же связи с Ним оказывается тот, кто принимает Его, он живет Христом.
Все прошлые образы Бога, образы Его благорасположенности, такие как манна небесная, например, уходят в прошлое, в свете этих новых Богочеловеческих отношений. В то же время, ветхозаветные образы были понятны, они были так просты и естественны для человека: верен – получи награду, неверен – наказание. Эти новые отношения, напротив, так непонятны и пугающи. Пугающи настолько, что людям проще отойти от Христа, чем быть с Ним.
Однако отходят не все. Пример апостолов оказывается для нас очень важным. На вопрос: «не хотите ли и вы отойти?», Петр отвечает от лица всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни…».
Верность Христу и опыт жизни с Ним оказываются для них важнее понятности. Это не значит, что вера должна быть непонятой, она станет понятной в свое время, но опыт любви и верности, желание быть с Ним оказываются важнее всего.
Перевод песни
However, not everyone leaves. The example of the apostles turns out to be very important for us. To the question: “Do you want to leave too?” Peter answers on behalf of everyone: “Lord! who should we go to? You have the verbs of eternal life ... ”.
Faithfulness to Christ and the experience of life with Him are more important for them than understanding. This does not mean that faith should be misunderstood, it will become understandable in due time, but the experience of love and faithfulness, the desire to be with Him turns out to be most important.
Смотрите также: