Текст песни
Глава 3
КАТХА-УПАНИШАДА
текст Катха-упанишады
В этой упанишаде рассказана история Начикетаса, посвященного в духовную дисциплину самим Ямой. Эта же история упоминается в Тайтирия-брахмане, а также в Махабхарате, в 106 главе раздела Анушасанапарва. Упанишада обрела известность благодаря ясности изложения и богатству художественных образов. Многие высказанные в ней идеи могут быть найдены в Бхагавадгите. Поскольку она относится к шакхе (ветви) "Катха" школы "Кришна-Яджурведа", она получила название Катха-упанишада.
Однажды Ваджашравас, строгий приверженец ритуалов, известный также под именем Гаутама, совершал ягу (жертвоприношение). Раздача коров была частью обряда, но жертвуемые Гаутамой коровы оказались так немощны, что не могли ни щипать траву, ни пить воду, ни давать молока! Они были слишком стары, чтобы приносить какую-либо пользу. Заметивший это сын Гаутамы, Начикетас, умный и добродетельный юноша, понял, что отцу угрожают великие бедствия, как последствие греха – принесения неправедных даров. Он захотел помочь отцу избежать тяжкой судьбы, сделав для этого все, что было в его силах. Он спросил отца, кому тот намерен отдать его самого! Начикетас упорно настаивал на том, чтобы быть принесенным в жертву. От этого заявления Гаутама пришел в такую ярость, что возмущенно вскричал: "Я отдаю тебя Богу Смерти!" Тогда Начикетас решил, что не следует опровергать слова отца, несмотря на то, что сказаны они были в джива-локе, оскверненной рождением и смертью. Поэтому он настоял на том, чтобы отец предложил его как дар Яме, проведя церемонию в строгом соответствии с ритуалом. Стоило обряду завершиться, как Начикетас тут же очутился у стен обители Бога Смерти. Ему пришлось ждать три ночи, прежде чем он смог увидеть Яму. Владыка Смерти, испытывая угрызения совести, что заставил так долго ждать гостя из касты брахманов, и желая искупить вину, посулил Начикетасу исполнить три желания, по одному за каждую ночь, проведенную вне обители.
Прежде всего Начикетас попросил, чтобы, когда с дозволения Ямы он вернется домой, отец с радостью встретил бы сына, позабыв о своем гневе на дерзкий поступок и обретя покой ума. Во-вторых, Начикетас пожелал узнать, по какой причине в небесной обители Богов отсутствуют голод, жажда и страх смерти. Яма охотно исполнил эти два желания. Мало того, Яма посвятил Начикетаса в таинство особого жертвоприношения. Начикетас с почтением внимал Яме и быстро и четко усваивал все детали сложного ритуала. Яма был так доволен своим учеником, что дал яге новое имя – Начикета Агни! Это была невиданная милость к столь юному гостю. Начикетас сказал: "Учитель! Человек смертен, но некоторые люди говорят, что смерть – это не конец и что имеется некий "Он" под названием Атман, который продолжает жить после смерти чувств и тела; другие возражают, что "Его" нет и в помине. И вот теперь, пользуясь счастливой возможностью, я хотел бы узнать от тебя об этом Атмане".
Яма решил испытать задающего вопросы, выяснив, насколько непоколебимо его стремление постичь высшую мудрость. Бог Смерти не хотел передавать знание тому, кто этого не заслуживал. Поэтому он посулил Начикетасу разнообразные дары, связанные с мирским счастьем и благополучием. Он также сообщил ему, что Атман – это нечто очень тонкое и неуловимое и что он находится вне пределов обычного восприятия. После этого Яма попытался привлечь юношу заманчивыми земными соблазнами, насладиться которыми можно "и полнее, и быстрее". Но Начикетас ответил: "Досточтимый Учитель! Слушая твои рассуждения о трудности постижения Атмана, я почувствовал, что не должен упускать свой шанс, ибо вряд ли найду для этой цели более подходящего учителя, чем ты. Только в этом, и ни в чем другом, состоит мое третье желание. Множество даров, которые ты предлагаешь взамен, не смогут принести той бесконечной пользы, которую принесет мне лишь одна Атма джняна".
Увидев такую шраддху (твердую веру) и такую непреклонность, Яма остался доволен. Он заключил, что Начикетас го
Перевод песни
Chapter 3
KATHA UPANISHADA
Katha Upanishad text
This Upanishad tells the story of Nachiketas, initiated into spiritual discipline by Yama himself. The same story is mentioned in the Taitiriya Brahmana, as well as in the Mahabharata, in chapter 106 of the Anushasanaparva section. The Upanishad became famous for its clarity of presentation and richness of artistic imagery. Many of the ideas expressed in it can be found in the Bhagavad Gita. Since it belongs to the Katha shakha (branch) of the Krishna Yajurveda school, it is called the Katha Upanishad.
One day, Vajashravas, a strict adherent of rituals also known as Gautama, performed a yagu (sacrifice). The distribution of cows was part of the ritual, but the cows sacrificed by Gautam were so weak that they could not nibble grass, drink water, or give milk! They were too old to be of any use. The son of Gautama, Nachiketas, who noticed this, an intelligent and virtuous youth, understood that great calamities were threatening his father as a consequence of sin - the offering of unrighteous gifts. He wanted to help his father avoid a difficult fate, doing everything in his power for this. He asked his father to whom he intends to give him! Nachiketas stubbornly insisted on being sacrificed. At this statement, Gautama was so furious that he indignantly cried out: "I give you to the God of Death!" Then Nachiketas decided that the words of his father should not be refuted, despite the fact that they were spoken in the jiva-loka, contaminated by birth and death. Therefore, he insisted that his father offer it as a gift to Yama, performing the ceremony in strict accordance with the ritual. As soon as the ceremony was completed, Nachiketas immediately found himself at the walls of the abode of the God of Death. He had to wait three nights before he could see Yama. The Lord of Death, feeling remorse that he made the guest from the brahmana caste wait for so long, and wishing to atone for his guilt, promised Nachiketas to fulfill three wishes, one for each night spent outside the monastery.
First of all, Nachiketas asked that when, with the permission of Yama, he returned home, the father would gladly meet his son, forgetting his anger at a daring act and finding peace of mind. Secondly, Nachiketas wanted to know why hunger, thirst and fear of death are absent in the heavenly abode of the Gods. Yama willingly fulfilled these two wishes. Moreover, Yama initiated Nachiketas into the sacrament of a special sacrifice. Nachiketas listened to Yama with respect and quickly and clearly learned all the details of the complex ritual. Yama was so pleased with his disciple that he gave the Yaga a new name - Nachiketa Agni! It was an unprecedented grace for such a young guest. Nachiketas said: "Master! Man is mortal, but some people say that death is not the end and that there is a certain" He "called Atman, who continues to live after the death of the senses and the body; others object that" He "does not exist in And now, taking this happy opportunity, I would like to learn from you about this Atman. "
Yama decided to test the questioner by finding out how unshakable his desire to comprehend the highest wisdom is. The God of Death did not want to transfer knowledge to someone who did not deserve it. Therefore, he promised Nachiketas various gifts related to worldly happiness and well-being. He also informed him that Atman is something very subtle and elusive and that it is beyond the limits of ordinary perception. After that, Yama tried to attract the young man with tempting earthly temptations, which one could enjoy "both more fully and faster." But Nachiketas replied: "Venerable Teacher! Listening to your reasoning about the difficulty of attaining the Atman, I felt that I should not miss my chance, for I can hardly find a more suitable teacher for this purpose than you. Only in this and in nothing else, my third desire consists. The many gifts that you offer in return will not be able to bring the endless benefit that only Atma Jnana will bring me. "
Seeing such sraddha (firm faith) and such inflexibility, Yama was pleased. He concluded that Nachiketas go
Смотрите также: