Текст песни
Камерная музыка для альта, клавесина и струнных (1982)
______________________________
Это сочинение было написано мною про просьбе выдающегося нашего альтиста Юрия Башмета. Игралось оно им много раз и в Москве, и в Петербурге, и в Прибалтике. И обычно вместе с оркестром Саулюса Сондецкиса.
Сочинение небольшое, примерно на 12 минут, тихое, одночастное и невиртуозное. Написано оно достаточно просто, и немножко похоже на те мои концерты, которые можно назвать «концертами-монологами». Здесь тоже есть соло альта, есть несколько quasi-соло клавесина, и даже есть каденция альта. Но это, всё-таки, если можно так сказать, только «концерт-минимонолог», потому что элементов настоящей концертности здесь очень мало, а виртуозной музыки вообще почти нет. Та же каденция альта, например, она совершенно невиртуозная.
Струнный оркестр по составу обычный и участвует почти во всём сочинении. Иногда он трактуется как нормальный, то есть традиционный такой 5-голосный оркестр, но чаще всего расщеплён на отдельные голоса — каждый музыкант здесь имеет почти независимую собственную партию. Но это не divisi, нет, а прежде всего использование оркестра как суммы солистов.
Всё письмо чисто камерное и в основном полифоническое.
— Ритмический рисунок здесь довольно упрощённый и, я бы даже сказал, не совсем ваш.
— Это так. Конечно, он здесь несколько более элементарный по сравнению с другими моими вещами — в нём намного больше простого и ровного движения восьмыми и четвертями.
— Такое письмо было опять вызвано какими-то жанровыми или просто тембровыми ассоциациями?
— Скорее и тем, и другим. Здесь, конечно, есть некоторые аллюзии с музыкой прошлых веков: потому что звучит струнный оркестр, потому что звучит клавесин, и есть даже такая как бы quasi-цитата из до-минорной Фуги Баха. Она проходит здесь несколько раз изменяясь. Но это не «прямая» баховская тема, хотя аллюзия на неё и была сделана мною вполне сознательно, это больше только её ритм, который буквально на слуху у каждого из нас. И то же самое — тембр клавесина, он конечно, не может не вызывать настоящую временнýю аллюзию с прошлыми веками. Но прямой стилизации здесь нет, хотя, скажем, тот же клавесин и создаёт немножко, всё-таки, аллюзию с basso continuo. Но на самом деле настоящего basso continuo здесь нет совсем.
И опять же здесь нигде нет и стилизованной старой тональной музыки. Иногда она является только как quasi-тональная. Например, в кульминации. Здесь, как видите, весь струнный оркестр вдруг берёт до-минорный аккорд фортиссимо и затем, тут же, альтист начинает своё соло с ноты ре-бемоль — это очень выразительно и почти тонально. Нота звучит сразу, и сама по себе должна быть сыграна очень экспрессивно. Но тональности, как таковой, здесь конечно нет.
Перевод песни
Chamber music for viola, harpsichord and strings (1982)
______________________________
This essay was written by me about the request of the outstanding our altist Yuri Bashmet. It was played many times and in Moscow, and in St. Petersburg, and in the Baltic States. And usually along with the Sandyzkis Saulus Orchestra.
The writing is small, about 12 minutes, quiet, single-walled and non-community. It is written enough simple, and a little bit like those of my concerts that can be called "concert monologues." Here, too, Solo Alta, there are several Quasi Solo Claise, and even there is a cadence of Alta. But this, nevertheless, if you can say, only the "minimist concert", because very few elements here are very little, but there are almost no virtuoso music. The same cadence of Alta, for example, it is completely unwarked.
The string orchestra in the composition is ordinary and participates in almost the whole essay. Sometimes he is interpreted as a normal, that is, a traditional such 5-voice orchestra, but most often cleaved into individual voices - each musician here has an almost independent his own party. But this is not Divisi, no, first of all, the use of the orchestra as the amount of soloists.
The entire letter is purely chamber and mainly polyphonic.
- The rhythmic pattern here is quite simplified and, I would even say, not quite yours.
- This is true. Of course, it is somewhat more elementary here compared to other things - it is much more than simple and even movement of eighties and quarters.
- Such a letter was again caused by some genre or simply timbre associations?
- Rather, and others. Here, of course, there are some allysus with the music of past centuries: because the string orchestra sounds, because the harpsine sounds, and there is even such a QUASI quotation from the up-minor fugue of the Bach. She passes here several times changing. But this is not a "straight" Bahukhov theme, although the allyusy on it was made by me quite consciously, it is only its rhythm, which is literally hearing from each of us. And the same is the timbre of the clusse, it, of course, cannot but cause a real time allusion with past centuries. But there is no direct stylization here, although, say, the same harpsior and creates a little bit, after all, allusia with Basso Continuo. But in fact, this Basso Continuo is not at all.
And again there is nowhere else and stylized old tonal music. Sometimes it is only like a quasi-tonal. For example, in climax. Here, as you can see, the entire string orchestra suddenly takes a preissimo-minor chord and then, immediately, the altist begins his solo with a re-fambra note - it is very expressive and almost tonal. The note sounds immediately, and by itself should be played very expressive. But the tonality, as such, here is certainly not.
Смотрите также: