Текст песни
Композиция 31. «Die ewige Wiederkunft — Вечное возвращение» для бас-кларнета (1980)
Это 3 странички для басового кларнета. Что здесь? Опять всё те же мои размышления: как и какую надо писать музыку и надо ли её вообще писать. Снова какие-то лично-философские проблемы. И это, кстати, отражено в первом немецком названии «Die ewige Wiederkunft», которое я взял из Ницше. Сочинялась эта пьеса в довольно тяжёлые для меня годы, надо сказать.
Я раньше таких сочинений не писал — здесь везде нет определённого темпа, то есть где-то есть, но чаще он совершенно свободно выбирается самим исполнителем. И ещё нет точно указанной звуковысотности — только дана одна линия, которая обозначает «до» 1-й октавы, а остальные ноты изображены очень условно, то есть везде, короче говоря, алеаторика. Правда, кроме одной фразы, которая зафиксирована на обычных 5 линейках — это у меня и самая низкая басовая реплика и, одновременно, олицетворение, так сказать, самой идеи «вечного возвращения». Но на самом деле, конечно, эта идея во многих аспектах себя проявляет.
— В каких ещё?
— Ну, хотя бы в том, что исполнитель должен неоднократно уходить и приходить на сцену, в наличии репризности.
В сочинении есть и какое-то подобие сонатной формы: присутствует экспозиция, где побочная партия явно выделяется своей структурой — это эпизод quasi виолончель; есть очень активная работа с отдельными тематическими элементами — это для меня как разработка и, кстати, довольно мощная, и есть и реприза, правда, с одной только побочной партией.
А какая была огромная «возня» с фактурой. Это тот самый случай, который ещё раз подтверждает мою теорию о том, что только фактура и рождает современное произведение…
— И в конце, естественно, кода?
— Да. Я, кстати, здесь сделал впервые абсолютно жуткое звучание, которое возникает благодаря фруллато, разным глиссандо по всем обертонам. Но это нужно. Вот, в частности, Харри Спаарнай, который единственный сыграл пьесу очень здорово, он сразу «просёк» всё, а разработку исполнил так экспрессивно, так удивительно мощно, что это просто потрясает.
И, к тому же, хотя я и предусматривал здесь определённую алеаторическую свободу, она всё-таки и достаточно мною ограничена — это всё-таки контролируемая алеаторика, причём сильно контролируемая, и, в частности, исполнитель не может даже лишних несколько раз сыграть что-либо…
Перевод песни
Composition 31. “Die ewige Wiederkunft - The Eternal Return” for bass clarinet (1980)
These are 3 pages for bass clarinet. What is here? Again, all the same my thoughts: how and what kind of music to write and whether it should be written at all. Again, some personal philosophical problems. And this, incidentally, is reflected in the first German title “Die ewige Wiederkunft”, which I took from Nietzsche. This play was composed in quite difficult years for me, I must say.
I did not write such compositions before - there is no definite pace everywhere, that is, somewhere there is, but more often it is completely freely chosen by the performer himself. And there is no exact specified pitch yet - only one line is given, which means “before” the 1st octave, and the rest of the notes are depicted very conditionally, that is, everywhere, in short, aleatoric. True, in addition to one phrase, which is fixed on the usual 5 lines - this is my lowest bass replica and, at the same time, the personification, so to speak, of the very idea of “eternal return”. But in fact, of course, this idea manifests itself in many aspects.
- In which else?
- Well, at least in the fact that the performer must repeatedly leave and come on the stage, in the presence of reprisal.
There is also some kind of sonata form in the composition: there is an exposition where the side part is clearly distinguished by its structure - this is an episode of quasi cello; there is a very active work with individual thematic elements - this is for me a development and, by the way, quite powerful, and there is a reprise, however, with only one side batch.
And what was the huge "fuss" with the texture. This is the same case that once again confirms my theory that only texture and gives rise to a modern work ...
- And at the end, of course, the code?
- Yes. By the way, for the first time, I made here absolutely terrible sound that arises due to frullato, different glissandos for all overtones. But it is necessary. Here, in particular, Harry Spaarnay, who was the only one to play the play very well, he immediately “cut through” everything, and he performed the development so expressively, so surprisingly powerful, that it was simply amazing.
And besides, although I envisaged a certain aleatoric freedom here, it is nevertheless quite limited by me - it is still controlled aleatorics, moreover, it is strongly controlled, and, in particular, the performer cannot even play extra several times or…
Официальное видео
Смотрите также: